Миасс, ч.1 - город в золотой долине -
Показать цены на тур
Миасс расположен совсем рядом с показанным ранее Златоустом, но по другую сторону уральского хребта. Формально получается, что Златоуст находится в Европе, а Миасс уже в Азии, хотя в силу небольшого расстояния они всё равно образуют средних размеров агломерацию. Но отличаются они очень сильно, не являясь при том противоположностями, - мол, тут Азия, а там Европа. Они просто очень разные. И Миасс из них двоих скорее всё-таки приятнее. Про этот характерно уральский промышленный город, не лишённый при том туристических интересностей, и будет мой последний рассказ из летней поездки на Урал.
1. Первое отличие Миасса от Златоуста, да и от многих других городов, - его форма и структура. С самолёта или на спутниковой карте его найти очень легко - мало какой ещё город имеет настолько узкую и длинную форму, напоминающую в темноте если не светящуюся серебряную нить, то цепочку уж точно. Исторически Миасс застраивался исключительно в длину, в долине одноимённой реки, не желая взбираться на окружающие его с двух сторон хребты. Каждая эпоха удлиняла Миасс своим районом, который становился новым звеном этой длинной цепочки. Планируя осмотр Миасса, нужно внимательно рассчитывать логистику - если поперёк его чаще всего можно быстро пересечь пешком, то поездка между северным и южным краем вполне сопоставима с переброской через всю Москву. На фото, например, с одной из центральных площадей видно край города - Ильменский хребет. Это взгляд "поперёк" Миасса. Если посмотреть налево или направо, вдоль хребтов, окраины города будут очень далеко.

2. Структура Миасса как кольца у дерева отражает его историю и возраст. Начался он в 1773-м году типично для Урала - как медеплавильный завод. Но довольно быстро обособился: выплавка меди как-то сразу не пошла, зато в долине реки Миасс нашли золото, да в таких количествах, что тут началась настоящая золотая лихорадка. Сюда даже лично император Александр I приезжал, отыскав (уж не знаю насколько самостоятельно) трёхкилограммовый самородок. За контроль над местными месторождениями шла нешуточная борьба. Золото добывали даже при советах, используя уже совсем иную технику.

3. Этот период оставил самую старую часть города. Сегодня она так и называется - «Старый город». Находится на самом юге Миасса, вплотную к проходящей мимо него трассе М-5. Но несмотря на это, проскочить его очень просто - со всех направлений в центр ведут более удобные дороги в обход старого города. С точки зрения истории и архитектуры, это безусловно самая интересная часть Миасса, но вот роль в его нынешней жизни у старого города незавидная - просто глухая частная окраина. Из значимых мест там только краеведческий музей. В старый город пойдём во второй части.

4. Центром современного Миасса можно считать часть, построенную в середине XX-го века. Она тоже появилась благодаря предприятию.

5. Именно в Миассе, к северу от тогдашнего маленького городка, в 1939-м открыли филиал ЗИСа, более известного в дальнейшем как ЗИЛ. Тут начали производить отдельные запчасти для московских автомобилей, но вскоре нагрянувшая война заставила перенести сюда и все остальные мощности. Не исключаю, что так и было запланировано, ведь в 39-м возможность войны уже просчитывалась.

6. В дальнейшем, после восстановления ЗИЛа в Москве, уральский автозавод стал самостоятельным предприятием, продукция которого хорошо известна всем жителям постсоветского пространства. Брутального вида грузовики с бесхитростным названием «Урал» пролезают там, где буксуют уже и УАЗики, а также частенько таскают на себе всякую военную и спецтехнику.

7. УралАЗ и сегодня вполне здравствует, производя лишь немного причёсанные визуально «Уралы». Забавно получилось: сам ЗИЛ окончательно умер, и на его руинах строят лофты и ТЦ, а его небольшой осколок в уральской глубинке продолжает жить.

8. Центральным проспектом Автозаводского района и, как следствие, всего города, является проспект Автозаводцев. Это достаточно широкая магистраль с небольшой зелёной зоной посередине:

9. Он плотно застроен парадным сталинским ампиром.

10. Кульминацией его является площадь с дворцом культуры, обрамлённая двумя башенками. Архитектурный приём "ворота" часто применялся в советское время, но обычно две его симметричные части располагались по разные стороны парадного проспекта, так, что двигаясь по нему ты как бы в них въезжаешь. Здесь же "ворота" нетипично расположены параллельно проспекту, вдоль его оси, и открывают не очень широкую площадь:

11. Они получаются зажатыми плотной застройкой, поэтому эффект немного теряется:

12. Ну а между башенками расположилась площадь с дворцом культуры Автомобилестроителей:

13. Тыльная часть дворца культура тоже небезынтересна. Что любопытно, строили уже в 60-х, сильно после знаменитого постановления "Об архитектурных излишествах":

14. Пространство вдоль проспекта Автозаводцев неплохо обустроено:

15. После Златоуста вообще кажется, что попал в областной центр:

16. Присутствуют какие-то украшательства пешеходных зон вдоль проспекта:

17. Инсталляция в форме лося - символа Миасса:

18. Хватает больших обустроенных скверов:

19. Одно из самых заметных зданий проспекта - Миасский геологоразведочный колледж. Учебное заведение появилось до постройки автозавода и этого района. Изначально оно работало в старом городе, когда золотодобыча в Миассе ещё не затухла. В 50-х его перевели сюда, во вновь построенное здание:

20. Проспект Автозаводцев упирается ровно в проходную и главное здание автозавода с кадра №5. Явно когда проектировали эту часть города, не планировали, что он разрастётся и дальше на север. А теперь красивый проспект вынужден петлять, огибать завод и мимо промзон тянуться в самый молодой район Миасса. На площади перед заводом - ещё один колледж, по понятным причинам машиностроительный. Его в общем-то унылое здание украшено мозаиками на тему студенческой жизни - досуга:

21. И профильного обучения. К сожалению, некоторые фрагменты мозаики уже отсутствуют:

22. Если отойти в сторону от проспекта Автозаводцев (а мы помним, что в ширину Миасс совсем невелик), то на немногочисленных параллельных улицах мы также увидим сталинскую застройку. Но во-первых, уже совсем не парадную, а во-вторых здесь и современное благоустройство как-то резко заканчивается:

23. В одной из сталинских двухэтажек разместилось кафе (очень хорошее, кстати). Теперь часть здания, занятая им, стоит отремонтированной, а остальная - как и была:

24. Стандартный памятник пограничникам:

25. Жертвам политических репрессий:

26. Входная группа местного стадиона с внушительной аркой и скульптурами спортсменов по бокам. Осталась явно с эпохи сталианса. Отличное состояние её радует:

27. Вокзал станции "Миасс-1", построенный в 80-х. До того главный пассажирский терминал располагался в нескольких километрах восточнее. Историческое его здание сохранилось до сих пор, но я до него не добрался. При постройке железной дороги она обходила Миасс в шести километрах севернее. Сейчас она разрезает его примерно пополам - настолько с тех пор в длину вырос город.

28. Около вокзала - ещё одно воплощение символа Миасса, на сей раз более капитальное и старое. Золотой цвет здесь имеет принципиальное значение, ведь лось на гербе города именно золотой, и это подчёркивает роль драгоценного металла в истории Миасса. "Город в золотой долине" - неофициальное его наименование.

29. Многие города, стоящие на Транссибирской магистрали, по возможности стараются подчеркнуть этот факт, а также свою особую роль в отношениях с ней. При этом не важно, на каком из ходов Транссиба находится город и станция. У вокзала в Миассе, например, стоит стела, посвящённая столетию начала строительства магистрали, ни много ни мало, "Миасс - Владивосток", которую и предлагается считать Транссибом. Дело в том, что на момент решения о строительстве Великого Сибирского пути железная дорога от Москвы до Миасса уже существовала, и формально к грандиозной стройке она отношения не имела. Но во-первых, пока на высочайшем уровне решали, каким путём пойдёт дорога, линию из Миасса тихо-мирно дотянули до Челябинска, и эта стройка тоже формально не относилась к Транссибу. Во-вторых, строительство непосредственно Транссиба всё равно начали с обратного конца, от Владивостока. Так что на роль начальной точки Транссиба Миасс может претендовать не более чем Москва, Владивосток, Челябинск или даже Златоуст. Сегодня же исторический ход Транссиба, который и проходит через Миасс, для глобальных перевозок с запада на восток не используется, т.к. проходит через территорию Казахстана.

30. Городской парк в Миассе на редкость унылый. Интересен только памятник Ленину при входе. Далее три дорожки с ещё советским благоустройством растворяются в небольшой заросшей рощице с заброшенными зданиями. Вот и весь парк.

31. Нарядный Богоявленский храм 2000-х годов:

32. В центральной части Миасс в ширину немного потолще за счёт присоединённых посёлков, расположенных за рекой относительно основной части города. Немного пробежимся по ним. Вот мемориал Великой Отечественной в посёлке Первомайском:

33. Там же - ДК "Горняк" 50-х годов. Название обусловлено тем, что Первомайский (как и менее благозвучный посёлок Известковый) прилегают к довольно крупному карьеру, где добывают и производят тальк и щебёнку.

34. Благовещенский храм в посёлке Заречье, открытый в 90-е в здании почты:

35. Ещё один Благовещенский храм, начала 2010-х, в крупном посёлке "Динамо" при одноимённом заводе:

36. В этом районе есть и свой дом культуры, по посёлку называемый "Динамо". Любопытно, что свой ДК есть почти в каждом районе и посёлке Миасса. Во второй части будет ещё как минимум три ДК. Логика понятна, но концентрация культурных учреждений на квадратный метр в итоге получается очень высокой.

37. Перенесёмся обратно в центр и взглянем на детали. В Миассе сохранилось немало советских вывесок:

38. Эта просто великолепна:

39. Колючая проволока "Егоза". Мало кто знает, что Егоза - это одна из гор неподалёку. Так-то кажется, что у придумавшего это название весьма изощрённое чувство юмора:

40. Креатив тут вообще странноватый. Не понятно, юмор ли это, или всерьёз:

41. Впрочем, народное самовыражение не отстаёт:

При всех имеющихся минусах, Миасс выглядит неплохо. При том, что с классической точки зрения достопримечательностей тут особых нет кроме озера Тургояк, я как турист чувствовал себя здесь довольно комфортно. Мы погуляли по центру Миасса, как геометрическому, так и идеологическому. Во второй части отправимся в крайние южную и северную части города - самую старую и самую молодую соответственно. Всё же не единым сталиансом может порадовать Миасс.
по материалам livejournal.com
источник
Купи тур за половину стоимости нажми и обязательно повезёт!
Спец цены на авиабилеты и последние спецпредложения авиакомпаний
Горящие туры